Dawn
Кукла Dawn и её друзья – ещё один довольно значительный пункт в истории некогда популярных игрушечных брендов США и Европы. Их часто вспоминают с теплотой и любовью, их активно коллекционируют. Конечно, они популярны далеко не так, как вечно молодая и необыкновенно культовая Барби, гораздо меньше известны миру, но по-своему интересны и значимы. Появившись в 1970 году, маленькие модницы (рост их составлял порядка 15 сантиметров) просуществовали всего три года, однако, за это время успели наделать шума и оставить свой след в истории. А также в сердцах былых детей и нынешних ценителей винтажа.
Что же они представляют собой и как им это удалось?
читать дальшеСоздатели и производители Dawn – фирма Deluxe Reading, выпускавшая игрушки под несколькими лейблами. Большинство, в том числе и нашу маленькую красавицу, от имени Topper Toys.
Dawn и её друзья, как уже говорилось, весьма компактны, всего 6 дюймов (или 15 сантиметров) ростом. Это достаточно незатейливые куколки с мягкими виниловыми лицами и восемью точками артикуляции (плечи, бёдра, поворотливая талия и шея; колени, сгибающиеся на пару-тройку щелчков благодаря внутреннему механизму, который по сей день очень распространён у игровых и некоторых коллекционных кукол). Этакий карманный вариант Барби. Как и Барби тех времён, они имеют «настоящие» прошитые ресницы. Само собой, в дополнение к куклам можно было приобрести модную и яркую одежду, различные аксессуары. Первая серия увидела свет в 1970. В неё вошли собственно Dawn, а также её подруги: черноволосая Энджи, рыжая Глория и афроамериканка Дэйл. Главная героиня, само собой, была блондинкой. Отдельно в продажу поступило целых 44 комплекта одежды, в основном это были платья - либо легкомысленно короткие, яркие и модные, либо длинные и пышные, по-королевски роскошные. В нарядах преобладали блестящие ткани. Также Topper выпустили небольшие наборы мебели, специальные чемоданчики для хранения и переноски кукол (в принципе популярный тогда аксессуар для любого кукольного брэнда) и прочие аксессуары. Всё это было очень широкодоступно, поскольку часто встречалось в супермаркетах и небольших магазинах «на углу», продающих, как говорится, всего понемногу. Следует заметить, что продукция марки Deluxe Reading в целом прославилась как «игрушки из супермаркета» - такова была политика дистрибуции. Другие компании , в том числе Mattel или Hasbro, поставляли свой товар главным образом в специализированные магазины и отделы игрушек. Конечно, в супермаркеты тоже – но значительно меньше и не всегда то, что хотелось покупателям. Эта же сделала ставку на широкую доступность, начав активно сотрудничать с подобными магазинами. И не прогадала.
Само собой, Dawn и её друзья быстро начали набирать обороты, завоёвывать сердца и умы юных владелиц. В какой-то момент общая сумма их продаж превысила Барби. Детские каналы на ТВ активно крутили рекламу новых кукол, купить их можно было буквально под боком, а конвейер Topper не переставал работать. Вторая серия не заставила себя ждать, в ней у девушек появились три кавалера – Гари, Рон и Ван. И две новые подруги, Джессика и Лонглокс (последняя отличалась очень длинными каштановыми волосами, которым и обязана именем. Long Locks буквально «Длинные Локоны»). Также была выпущена танцевальная серия, а в ней ещё два новых персонажа, продававшихся только в одном комплекте. Эти куклы «танцевали сами». Когда юная владелица двигала их руку – внутренний механизм приводил в движение шею, талию и ноги. Позже на прилавках появились париковые версии Dawn. Если быть точным, в эту серию (“Head to Toe”) вошли сама Dawn, Энджи и, само собой, Лонглокс. Они изначально имели очень короткие стрижки в комплекте с париками и шиньонами. Менее популярной и малочисленной, поэтому ныне крайне раритетной, оказалась серия Flower Fantasy, эти куклы стояли в центре цветка. Последними стали Model Agency (куклы топ-модели, в том числе новые персонажи) и Мажоретки, способные крутить жезл со светящимися концами. На этом история Dawn закончилась. В 1973 году производство кукол было прекращено. Впрочем, остатки тиражей не покидали прилавков ещё несколько лет.
Триумф Dawn был недолгим, но весьма ярким. В какой-то момент их тиражи и объёмы продаж значительно превысили Барби. Не сказать, что качество кукол и их нарядов было непревзойдённым – в чём-то оно уступало тем же Барби. Но плохим его тоже назвать нельзя. Оно было вполне средним и адекватным цене. Кстати, стоила Dawn весьма дёшево, и данный факт, в сочетании с широкой доступностью, обеспечил ей несомненную популярность. Родители охотнее покупали своим дочерям кукол, которые занимали достаточно мало места, недорого стоили и продавались в шаговой доступности. Девочек очаровали малые размеры этих модниц. В те времена большинство семей заводило больше одного ребёнка, в Америке царил бэби-бум. Для самых маленьких, которые только выбирали первых кукол, Барби оставалась «куклой старшей сестры». Им, однако, уже хотелось иметь что-то своё, не как у сестёр. Новая и яркая Dawn выступила прекрасной альтернативой. Была у Dawn своя привлекательность и для продавцов: опять же, компактность позволяла иметь в наличии весь, или максимально широкий, ассортимент. Куклы меньше места занимали в витрине, но при этом были достаточно яркими и заметными. Естественно, владельцы магазинов активнее, чем другие брэнды, заказывали их, а покупатели – охотнее брали.
Почему же тогда куклы так быстро изжили себя и оказались временным явлением? Главным образом благодаря неспособности Topper развить идею, изобрести что-то новое. Через три года наряды кукол успели наскучить владелицам, ведь фасоны начали повторяться. Менялся только цвет ткани. Лица кукол тоже были, в сущности, довольно однотипными, цвета волос не отличались разнообразием. Видимо, на том минимуме, что был воплощён в жизнь, у компании закончились идеи. А его оказалось явно мало для более продолжительного успеха. Плюс, сыграли свою роль внутренние неурядицы компании. Очень скоро Deluxe Reading объявила себя банкротом.
Однако, линейка Dawn заняла своё место в сердцах современных коллекционеров. Более того, в конце 90х другая компания, Checkerboard Toys, выпустила репродукции, которые производились до 2003 года. Ныне эти куклы достаточно привлекательны, поскольку всё ещё по-своему доступны и недороги. Не потому, что никому не нужны – отнюдь, очень многие коллекционеры ценят малышек. Просто, по слухам, общие тиражи кукол в своё время значительно превысили тиражи той же Барби. Конвейеры Topper работали неустанно, все желающие оказались обеспечены куклами более чем сполна. В результате ныне можно легко приобрести обширный лот из множества кукол с одеждой, в хорошем состоянии, в пределах 50 долларов, а кукла NFRB (в родной, никогда не открывавшейся, упаковке) встанет не больше чем в 60 долларов.
Конечно, у Dawn были свои аналоги и конкурентки в данном формате. Своих карманных кукол Mattel и Hasbro, а британский вариант по имени Пиппа оказался более живуч, продержавшись до 1980. Но интерес к малышкам возник всё же благодаря Dawn.
Полезные ссылки (на английском)
Dawn на about.com. - люблю ресурс Дениз Ван Паттен и её статьи.
www.toppertowers.com - сообщество коллекционеров
www.persephone.com/dawn/main.htm
www.thedawnspot.com
К вопросу о "минибарби"
Dawn
Кукла Dawn и её друзья – ещё один довольно значительный пункт в истории некогда популярных игрушечных брендов США и Европы. Их часто вспоминают с теплотой и любовью, их активно коллекционируют. Конечно, они популярны далеко не так, как вечно молодая и необыкновенно культовая Барби, гораздо меньше известны миру, но по-своему интересны и значимы. Появившись в 1970 году, маленькие модницы (рост их составлял порядка 15 сантиметров) просуществовали всего три года, однако, за это время успели наделать шума и оставить свой след в истории. А также в сердцах былых детей и нынешних ценителей винтажа.
Что же они представляют собой и как им это удалось?
читать дальше
Кукла Dawn и её друзья – ещё один довольно значительный пункт в истории некогда популярных игрушечных брендов США и Европы. Их часто вспоминают с теплотой и любовью, их активно коллекционируют. Конечно, они популярны далеко не так, как вечно молодая и необыкновенно культовая Барби, гораздо меньше известны миру, но по-своему интересны и значимы. Появившись в 1970 году, маленькие модницы (рост их составлял порядка 15 сантиметров) просуществовали всего три года, однако, за это время успели наделать шума и оставить свой след в истории. А также в сердцах былых детей и нынешних ценителей винтажа.
Что же они представляют собой и как им это удалось?
читать дальше